skip to Main Content

Rafael: «Самой важной составляющей творчества я считаю честность!»

CD Cover DSCF2376 Edit V2.1

Рафаэль Сафин — российский аранжировщик, композитор, саунд-продюсер, широко известный в индустрии по работе с такими мэтрами, как: Игорь Крутой, Игорь Матвиенко, Лариса Долина, Николай Носков и др. Обладатель наград «Песню года» и «Золотой Граммофон».  

 Мы встретились с артистом и поговорили о работе с мэтрами российской эстрады, съемках клипа и узнали кукую музыку слушает Rafael 

 

Вы – певец, аранжировщик, композитор, саунд-продюсер… Когда же проявились все Ваши таланты? Расскажите немного о себе!  

Это как в поговорке: «И швец, и жнец, и на дуде игрец» (улыбается). Я стараюсь как можно осторожнее прибегать к таким громким значениям, как Певец и Композитор. После таких великих имен, как: Хворостовский, Нетребко, я уже не говорю о моей любимой Уитни Хьюстон и легендарном Майкле Болтоне, или Моцарт, Бетховен, Чайковский, Рахманинов — стараюсь осторожнее к этому подходить. Скорее, я пытаюсь учиться у этих великих людей. Я, скорее, рассказчик своих мыслей и переживаний, это — некое подведение итогов того, что на сегодняшний день я умею и чувствую. Твои собственные переживания никто лучше тебя не расскажет 

В детстве меня хотели отдать в музыкальную школу. Я хотел быть скрипачом и даже сдал экзамены, но родители переехали работать на север, и идея перенеслась на будущее. В школьные годы я ходил в художественную студию и выступал в ансамбле. По окончанию школы я твёрдо решил посвятить себя музыке: поступил в Казанское Музыкальное Училище по классу медных духовых инструментов, по специальности Валторна. Это были 90-е, трудные, голодные годы, народ бедствовал, денег особо не было, родители зарабатывали, как могли. Как сейчас помню, морозные электрички утром и вечером, чтобы доехать до училища и обратно, и всегда хочется есть (улыбается). Самое важное, они были очень интересными, именно в эти годы мы застали невероятные взлеты и успехи таких легендарных групп и артистов, как: Michael JacksonGenesisStingWhitney HoustonBarbra StreisandMichael BoltonStevie WonderBoyz II Men, перечислять можно долго. Это оставило свой отпечаток на мне и моем поколении в целом. Я был в восторге от того, что люди умеют так красиво писать музыку и красиво исполнять! Безумная техника вокала, шикарные аранжировки — это меня потрясало! Я был изумлен великими артистами и тем, как красиво звучат их аранжировки, оркестр в их песнях. Сидя на репетициях в студенческом симфоническом оркестре, я всегда наблюдал за струнниками, слушал, как они играют, и был в полном восторге, как это божественно звучит. Я решил попробовать писать свои песни и аранжировки, стал ездить на конкурсы и фестивали в Москву, где меня заметила Наталья Гулькина. Для нее я и написал свою по-настоящему первую песню «Ностальгия». Это и было началом меня, как аранжировщика, саунд-продюсера, автора музыки и текста. 

Вы работали с такими метрами, как: Игорь Крутой, Игорь Матвиенко, Лариса Долина, Николай Носков. Расскажите, как вам вместе работалось? 

Когда работаешь с такими Мэтрами, то понимаешь, что ответственность на тебя ложится вдвойне. И не только потому, что это очень серьезные, заслуженные и уважаемые люди в стране, но еще и потому что тебя самого будут оценивать жестче и серьезнее. Репутация для меня — не пустой звук. Зарабатывается она очень долго, а теряется за пять минут, и я всегда об этом знаю. Помимо того, что это очень профессиональные, творческие люди, с мощной энергетикой, с ними очень интересно работать, наблюдать и учиться у них.  

Игорь Яковлевич Крутой, у меня, почему-то, ассоциируется с актером Сергеем Юрьевичем Юрским. С этим великом человеком я был немного знаком и имел возможность с ним работать ранее. Я заметил у них общую черту — быстрота мышления и моментальная сообразительность. Я считаю, что это дар! Они не думают долго и, как не странно, всегда принимают верное решение. Они точно знают, чего хотят. Поэтому с Игорем Яковлевичем легко работать. Если ты все сделаешь именно так, как он просил, у него никогда не будет вопросов, а если ты подойдешь к работе творчески и вложишь в это душу, что-то от себя, то он будет только благодарен. Я люблю работать с Игорем Яковлевичем, он всегда относится к людям с уважением, а к жизни с юмором. Так могут себя вести только редкие люди. Мы немало с ним сделали: «Третье сентября», в его исполнении, тизер к фильму Лары Фабиан «Мадмуазель Живага», Кудайберген Димаш «Olimpico», «La Passione». И, вот уже никогда не думал, что этот великий артист будет петь под мою аранжировку-оркестровку, — Andrea Bocelli песня «Sincerita». Вообще, я очень благодарен Игорю Яковлевичу, именно он сыграл в моей жизни ключевую роль. 

С Игорь Игоревичем Матвиенко мы работали над музыкой к фильму «Викинг». Как-то я приехал уставший со студии и сразу свалился спать. Когда проснулся, смотрю, у меня на телефоне куча пропущенных звонков и смс: «Рафаэль, это Игорь Матвиенко, могли бы мы с вами встретиться?». Игорь Игоревич мне всегда казался человеком очень серьезным, где-то даже суровым. Я сразу набрал его номер, и мы договорились о встрече. Это тот самый случай, когда твои представления о человеке полностью не совпадают с действительностью. Я приехал и увидел абсолютно доброго и приятного во всех отношениях человека. От него исходит какая-то особенная, теплая энергия. Мы познакомились, и он предложил мне поработать вместе над фильмом. Это была большая работа, продюсеры фильма подходили очень серьезно. Мы работали втроем: Игорь Игоревич, Артем Васильев (композитор фильма «Экипаж») и я. Затем, была запись оркестра. Игорь Игоревич попросил меня собрать симфонический состав из лучших музыкантов. Вообще, работа над музыкой к фильму — это очень серьезный и длительный процессБлагодаря Игорю Игоревичу мы все это выдержали.  

Николай Носков — отдельная история- «песня», как я иногда говорю! Я всегда являлся поклонником его творчества. Меня попросили написать аранжировку к песне «Переведи меня через майдан». Когда все было готово, мы с ним встретились и познакомились в студии на записи вокала к этой песни. Это человек -Легенда! Очень волевой, с настоящим мужским характером и доброй, глубокой душой! Работать с ним — огромное удовольствие. Он очень профессиональный и требовательный человек, к самому себе в том числе. Николай мне позвонил после этого и предложил поработать с ним. Мы сделали две песни: одна — «Оно того стоит» и вторая — «Нет не годы».    

Скажу, что это далеко не весь список артистов, с кем я работал. Буквально недавно я написал симфо-аранжировку для Александра Панайотова к песне «Будь моей женой». Немало оркестровых аранжировок было и для Алексея Чумакова: «Мамы-Папы не умирают», «Я не могу без тебя», «Элементарно». Ну и, конечно же, для моего друга, с кем мы получали «Песню года» и «Граммофон» — Доминика Джокера: «Если ты со мной», «Прощай», «Буду я любить тебя всегда».  

Расскажите о Вашей творческой деятельности? Что является самой важной составляющей Вашего творчества? Откуда черпаете энергию? 

Самой важной составляющей творчества я считаю честность! Творить нужно честно, насколько ты умеешь, не занимаясь поисками формулы хита, наступая себе на горло, а именно так, как ты чувствуешь. Искренне, не обманывая себя и других. По поводу энергии могу сказать, что все оттуда же — музыка и фильмы. Очень люблю слушать саундтреки к ним. Из современной музыки, я в восторге от молодого артиста Patrick Droney, у нас он не очень известен, но за рубежом набирает обороты. Я уже не говорю о TimberlakeSam SmithAdele, или моих любимых Gary BarlowRonan Keating. Это все дает энергию. Слушая хорошую музыку, ты даешь подпитку мозгам, а в последствии начинаешь создавать что-то новое.  

Ты достаточно много времени проводишь в студии. Расскажи, как ты справлялся с трудностями, возникающими при написании материала? Были ли какие-то особенно запоминающиеся моменты на этапе работы над песней «Ocean»? 

Конечно, трудности были. Во-первых, надо понимать, что мне, хоть я и саунд- продюсер, очень сложно видеть и оценивать себя со стороны. Это все равно, что хирург, каким-бы хорошим он не был, сам себе операцию сделать не сможет, для этого нужен второй хирург. Данная ситуация аналогична. В моем случае, хирургом выступил Вадим Усланов — автор и исполнитель песни «Ты сделана из огня». Именно он помог мне записать вокал, проследил за исполнением, советовал, как лучше петь, это называется — спродюсировать. Он участвовал в процессе до конца, до финальной точки. Так же, мне очень помог Игорь Полудюк — один из лучших звукорежиссеров Москвы. Он писал и сводил таких мировых артистов, как: Лара ФабианСуми Джо, Андрео Бочелли. Мы с ним работаем давно. Наверно, только он способен выдержать меня, потому что я всегда могу что-то поменять, на любом этапе. В определенный момент я взял и переделал (по аранжировке) первый куплет. Что-то мне не нравилось в нем с самого начала, и я не мог понять, что? В результате я нашел решение, но это было уже на стадии сведения, и Игорь не обиделся, мы просто взяли и поменяли куплет. Создание аранжировки и сведение песни в целом, процесс не столько радостный, сколько мучительный, потому что это поиски. Но когда есть профессиональная команда, тогда они становятся безумно-приятными и интересными. 

Клип на сингл «Ocean снял Голландский клипмейкер Anthony Huiskamp. Вы принимали участие в разработке идей для данных видео? Какие из Ваших решений вошли в финальный вариант клипа? 

 Да, конечно! Мы в месте думали над сюжетом, сценарием. Идеи были разные. Сначала была идея, как девушка охотится за мной c оружием (снайпер), но потом спасает. Я сразу сказал о том, что даже намека на оружие в моем видео быть не должно. Я хотел снять абсолютно чистый и добрый клип.  Да и идея меня не впечатлила, Энтони меня сразу почувствовал.  Мы стали думать, искать что-то интересное. Я сказал, что обожаю дайвинг, но так, к слову, ведь прекрасно понимал, что съемки под водой — очень дорогое удовольствие, и я не потяну такой бюджет. Но, оказалось, что Энтони дайвер со стажем, c профессиональными правами, и может погружаться в любой точке мира. Я уже потом узнал, что в Голландии обучение плаванию внесено в школьную программу, у них это обязательно, так как. большая часть территории Голландии находится ниже уровня океана. У них всегда существует угроза затопления. Энтони сказал: «А почему бы не снять под водой?! Это будет очень интересно, давай думать!». Мне повезло, что Энтони в одном лице оказался и режиссером, и дайвером, и оператором, и загорелся этой идеей. Я его так и прозвал — Летучий Голландец (смеется). Решения по сюжету были всегда общие. Лично от себя я предложил спеть под водой. Энтони это понравилось, но он предупредил, никаких пузырей, все должно быть естественно. А насколько это получилось, судить зрителю. 

Назови 5 самых любимых песен из твоего плейлиста.  

У меня их так много, что сразу теряешься ответить (улыбается). Из только что прослушенного в машине плейлиста в ITunes: George Michael «I Can’t Make You Love Me», Patrick Droney «Chasing You», Gary Barlow «Forever Love», Whitney Houston «Run To You», Rascal Flatts «Come Wake Me Up». Ну, Bruno Mars, Dua Lipa… 

Если бы можно было что-то вернуть из прошлого, что бы это было? 

Я — реалист! Ничего вернуть нельзя, нужно делать выводы, менять свой характер, извиниться, если в чем-то виноват, и идти дальше! Мы не идеальны и у есть то, о чем мы можем сожалеть всю свою оставшуюся жизнь, и я не исключение. Мы часто забываем говорить друг другу приятные слова, признаваться в любви и просто делать что-то хорошее, как это делали для тебя. Время идет и только потом ты узнаешь, что близкого тебе человека уже нет! Ты в этот момент начинаешь сожалеть, что не доехал, не сказал так много хорошего. Остается только осознание того, что это уже не возможно! Это очень больно и печально! В моем случае, это мой педагог, мой второй Отец, который научил меня любить музыку, наставлял нас, голодных в те времена и мечтающих студентов, на правильный лад, делал из нас профессионалов в своем деле- это Юрий Иванович Самарский, профессор Казанской Консерватории, в которой я учился. Если бы я знал, что именно в тот день, в тот момент, в те минуты я видел его в последний раз?! Наверно, я бы столько хорошего ему сказал, сказал бы как я его люблю, сказал бы «спасибо»! Это мой младший, двоюродный брат Адель, который ушел очень рано, так рано, что осознавая это начинаешь плакать! В такие моменты начинаешь понимать, что ничего нельзя откладывать, любить нужно сейчас, сейчас говорить хорошее, сейчас благодарить, не откладывая на «потом», потом может быть тотально поздно! Именно об этом я и думал, когда писал песню «Океан», именно в этом и был мой крик души! «Океан» — это моя ассоциация с Человеком. Каждый человек — это огромный, сложно устроенный внутренний мир, похожий на Океан, со своими волнениями, штормами и штилями, а главное — он очень глубокий! Нам нужно научиться понимать это, тогда мы будем более трепетно относиться друг к другу, уважать и любить!  

 

Back To Top
Поиск